Адрес

167026, г. Сыктывкар,
ул. Маяковского, д. 3/1

Тел.: (8212) 62-89-80, 62-98-16
E-mail: detsad36rk@yandex.ru

Управление дошкольного образования АМО ГО «Сыктывкар» www.udosykt.ru   

Новости
Главная / Для Вас, родители! / Советы психолога

Советы психолога

Мама на пять с плюсом

Недавно мне довелось прожить месяц с моей хорошей знакомой и ее детьми. Моя знакомая принадлежит к отдельному типу родителей, которых я называю "мама на пять с плюсом".

Читать статью полностью (PDF, 605 Кб)

Как малыш осваивает мир

Психологические особенности детей в возрасте от одного года до трех лет

Ситуативность как главная характеристика поведения ребенка раннего возраста.

Главное отличие психологии ребенка заключается в том, что вну­тренний, психологический план (ценности, представления, мотивация и пр.) только складывается и находится в процессе интенсивного становления. Это порождает характерные особенности детей ранне­го возраста.

 

Поведение маленького ребенка целиком определяется воспринимаемой ситуацией, тем, что он видит и слышит, — то есть является ситуативным.

 

Прежде всего это поглощенность текущим моментом. Жизнь ма­лыша происходит преимущественно в настоящем времени. Сознание не направлено в будущее (ничего не предвидит) и не учитывает про­шлого (не опирается на опыт других и даже свой собственный). Вся жизнь, все радости и огорчения происходят здесь и сейчас. Поведение маленького ребенка целиком определяется воспринимаемой ситуа­цией, тем, что он видит и слышит, — то есть является ситуативным. Каждый предмет «тянет» малыша к себе — «просит» потрогать, взять в руки, пощупать или, наоборот, «велит» отойти подальше и не при­касаться. Ребенок в этом возрасте находится как бы в силовом поле вещей и предметов, где на него постоянно действуют «магнитные» силы — притягивающие или отталкивающие. Такое поведение мож­но назвать полевым.

В раннем возрасте у детей не бывает равнодушного или отстранен­ного отношения к вещам. Каждая вещь заряжена для ребенка при­тягивающей или отталкивающей силой и соответствующим образом провоцирует его на действие. Лестница манит ребенка подняться и спуститься по ней, коробочка предлагает закрыть и открыть ее, ко­локольчик просит, чтобы в него позвонили, шарик — чтобы его по­катили, и пр. Невозможно представить себе нормального двухлетне­го малыша, который спокойно наблюдает за окружающими его но­выми предметами. Все, что он видит, нужно взять в руки, проверить на прочность, попробовать что-то сделать. Такая фиксированность ребенка на окружающих предметах была названа своеобразным пред­метным фетишизмом.

Память, мышление и эмоции в раннем возрасте

Зависимость от ситуации характеризует не только поведение, но и внутреннюю, психическую жизнь ребенка. Память в раннем возрас­те проявляется главным образом в узнавании знакомых предметов или явлений. Впечатления младенческого и раннего возраста, как правило, не сохраняются в памяти человека, взрослый человек не может рассказать о них, за исключением каких-то исключительных случаев. Однако ребенок легко узнает знакомые предметы, помеще­ния, действия — словом, то, с чем он достаточно давно сталкивался в прошлом.

Мышление в раннем возрасте проявляется как умение устанавли­вать связи между предметами в наглядной ситуации. Мыслить для маленького ребенка — не значит думать или вспоминать, а значит действовать здесь и сейчас, с конкретными, воспринимаемыми пред­метами.

Эмоции и аффекты в этом возрасте тоже крайне ситуативны и преимущественно проявляются в момент сиюминутного восприятия чего-либо, вызывающего аффект. Ребенок может отчаянно заплакать из-за того, что на его глазах лопнул воздушный шарик, и столь же быстро успокоиться, если ему предложат другой. Он радуется новой игрушке, энергично бросает ее на пол и совершенно не боится ее сломать или потерять.

 

Для маленького ребенка каждая вещь заряжена притягивающей или отталкивающей силой и провоцирует его на действие.

 

Столь явная ситуативность восприятия ребенка связана с тем, что восприятие и эмоции еще не отделены друг от друга и вызывают не­посредственное действие в ситуации. Именно притягательная сила вещей, эмоциональная заряженность каждой вещи таит в себе ис­точник притяжения для ребенка. Этим объясняется чрезвычайная впечатлительность малышей, их восприимчивость к окружающему, яркость и быстротечность их эмоций. Быстрый переход от смеха к слезам и обратно — типичная черта ребенка 1-2 лет. Маленького ребенка легко привлечь к чему-то, но столь же легко он переключа­ется на что-то новое.

Соображения о будущей пользе или вреде не имеют значения и не меняют действий и переживаний малышей. Эту особенность детства никак нельзя рассматривать как недостаток, который нужно исправ­лять. Взрослым с трудом удается отключиться от давления «ошибок прошлого» или ожидания очередных неприятностей. Все это порож­дает напряженность, скованность, тревожность, а иногда и невроти­ческие проблемы. На специальных психотерапевтических сеансах психологи учат взрослых жить «здесь и сейчас», полноценно пере­живать настоящее. Детям же такое полноценное проживание каждо­го настоящего момента и максимальное удовольствие от него дается естественно, безо всяких усилий. Например, если ребенок бежит, он бежит не куда-то, а просто бежит, потому что ему нравится бегать; если ест, то для того, чтобы ощутить приятный вкус еды, а не чтобы насытиться и бежать дальше; если он играет, то получает удоволь­ствие от самой игры и вовсе не думает о том, какую пользу принесет это занятие.

 

Мыслить для маленького ребенка — не значит думать или вспоминать. Мыслить — значит действовать здесь и сейчас, с конкретными предметами.

 

Между тем взрослых обычно раздражают медлительность малыша и погруженность в какие-то бессмысленные, с их точки зрения, за­нятия. Сколько проблем и конфликтов связано с тем, что ребенок невыносимо долго надевает носки, целый час размазывает кашу по тарелке или не может оторваться от любимой игры. Взрослым всегда некогда: они торопят, подгоняют детей, приводят стимулирующие или устрашающие доводы (не будешь есть — совсем похудеешь, не оде­нешься — замерзнешь, или вовсе гулять не пойдем и пр.). Но на ма­ленького ребенка эти доводы не действуют. Он ведет себя так вовсе не из вредности и не из желания похудеть или задержать родителей, а потому что ему нравится то, что он делает здесь и сейчас. И каждое мгновение его жизни наполнено особой радостью и смыслом.

Елена Смирнова
Журнал «Дошкольное образование». 2011. август.