Адрес
167026, г. Сыктывкар, Управление дошкольного образования АМО ГО «Сыктывкар» www.udosykt.ru Новости
11.12. 2024
10.12. 2024
02.12. 2024
02.12. 2024
27.11. 2024
|
Главная / Для Вас, родители! / Советы психолога
Советы психологаМама на пять с плюсомНедавно мне довелось прожить месяц с моей хорошей знакомой и ее детьми. Моя знакомая принадлежит к отдельному типу родителей, которых я называю "мама на пять с плюсом". Читать статью полностью (PDF, 605 Кб) Как малыш осваивает мирПсихологические особенности детей в возрасте от одного года до трех летСитуативность как главная характеристика поведения ребенка раннего возраста. Главное отличие психологии ребенка заключается в том, что внутренний, психологический план (ценности, представления, мотивация и пр.) только складывается и находится в процессе интенсивного становления. Это порождает характерные особенности детей раннего возраста. Поведение маленького ребенка целиком определяется воспринимаемой ситуацией, тем, что он видит и слышит, — то есть является ситуативным. Прежде всего это поглощенность текущим моментом. Жизнь малыша происходит преимущественно в настоящем времени. Сознание не направлено в будущее (ничего не предвидит) и не учитывает прошлого (не опирается на опыт других и даже свой собственный). Вся жизнь, все радости и огорчения происходят здесь и сейчас. Поведение маленького ребенка целиком определяется воспринимаемой ситуацией, тем, что он видит и слышит, — то есть является ситуативным. Каждый предмет «тянет» малыша к себе — «просит» потрогать, взять в руки, пощупать или, наоборот, «велит» отойти подальше и не прикасаться. Ребенок в этом возрасте находится как бы в силовом поле вещей и предметов, где на него постоянно действуют «магнитные» силы — притягивающие или отталкивающие. Такое поведение можно назвать полевым. В раннем возрасте у детей не бывает равнодушного или отстраненного отношения к вещам. Каждая вещь заряжена для ребенка притягивающей или отталкивающей силой и соответствующим образом провоцирует его на действие. Лестница манит ребенка подняться и спуститься по ней, коробочка предлагает закрыть и открыть ее, колокольчик просит, чтобы в него позвонили, шарик — чтобы его покатили, и пр. Невозможно представить себе нормального двухлетнего малыша, который спокойно наблюдает за окружающими его новыми предметами. Все, что он видит, нужно взять в руки, проверить на прочность, попробовать что-то сделать. Такая фиксированность ребенка на окружающих предметах была названа своеобразным предметным фетишизмом. Память, мышление и эмоции в раннем возрастеЗависимость от ситуации характеризует не только поведение, но и внутреннюю, психическую жизнь ребенка. Память в раннем возрасте проявляется главным образом в узнавании знакомых предметов или явлений. Впечатления младенческого и раннего возраста, как правило, не сохраняются в памяти человека, взрослый человек не может рассказать о них, за исключением каких-то исключительных случаев. Однако ребенок легко узнает знакомые предметы, помещения, действия — словом, то, с чем он достаточно давно сталкивался в прошлом. Мышление в раннем возрасте проявляется как умение устанавливать связи между предметами в наглядной ситуации. Мыслить для маленького ребенка — не значит думать или вспоминать, а значит действовать здесь и сейчас, с конкретными, воспринимаемыми предметами. Эмоции и аффекты в этом возрасте тоже крайне ситуативны и преимущественно проявляются в момент сиюминутного восприятия чего-либо, вызывающего аффект. Ребенок может отчаянно заплакать из-за того, что на его глазах лопнул воздушный шарик, и столь же быстро успокоиться, если ему предложат другой. Он радуется новой игрушке, энергично бросает ее на пол и совершенно не боится ее сломать или потерять. Для маленького ребенка каждая вещь заряжена притягивающей или отталкивающей силой и провоцирует его на действие. Столь явная ситуативность восприятия ребенка связана с тем, что восприятие и эмоции еще не отделены друг от друга и вызывают непосредственное действие в ситуации. Именно притягательная сила вещей, эмоциональная заряженность каждой вещи таит в себе источник притяжения для ребенка. Этим объясняется чрезвычайная впечатлительность малышей, их восприимчивость к окружающему, яркость и быстротечность их эмоций. Быстрый переход от смеха к слезам и обратно — типичная черта ребенка 1-2 лет. Маленького ребенка легко привлечь к чему-то, но столь же легко он переключается на что-то новое. Соображения о будущей пользе или вреде не имеют значения и не меняют действий и переживаний малышей. Эту особенность детства никак нельзя рассматривать как недостаток, который нужно исправлять. Взрослым с трудом удается отключиться от давления «ошибок прошлого» или ожидания очередных неприятностей. Все это порождает напряженность, скованность, тревожность, а иногда и невротические проблемы. На специальных психотерапевтических сеансах психологи учат взрослых жить «здесь и сейчас», полноценно переживать настоящее. Детям же такое полноценное проживание каждого настоящего момента и максимальное удовольствие от него дается естественно, безо всяких усилий. Например, если ребенок бежит, он бежит не куда-то, а просто бежит, потому что ему нравится бегать; если ест, то для того, чтобы ощутить приятный вкус еды, а не чтобы насытиться и бежать дальше; если он играет, то получает удовольствие от самой игры и вовсе не думает о том, какую пользу принесет это занятие. Мыслить для маленького ребенка — не значит думать или вспоминать. Мыслить — значит действовать здесь и сейчас, с конкретными предметами. Между тем взрослых обычно раздражают медлительность малыша и погруженность в какие-то бессмысленные, с их точки зрения, занятия. Сколько проблем и конфликтов связано с тем, что ребенок невыносимо долго надевает носки, целый час размазывает кашу по тарелке или не может оторваться от любимой игры. Взрослым всегда некогда: они торопят, подгоняют детей, приводят стимулирующие или устрашающие доводы (не будешь есть — совсем похудеешь, не оденешься — замерзнешь, или вовсе гулять не пойдем и пр.). Но на маленького ребенка эти доводы не действуют. Он ведет себя так вовсе не из вредности и не из желания похудеть или задержать родителей, а потому что ему нравится то, что он делает здесь и сейчас. И каждое мгновение его жизни наполнено особой радостью и смыслом. Елена Смирнова
|